События в Tinkoff Media Dome отшумели. Но мы приберегли отчет с одной из самых интересных дискуссий с участием наших авторов стратегий автоследования. Они рассказали, как управлять рисками и принимать решения в новых реалиях.
Участники дискуссии
Дилшод Ибрагимов: Первая, самая понятная, тенденция за прошедший год — большинство инвесторов перестроили свои стратегии на российский рынок, потому что мы увидели очень много блокировок и ограничений. Конечно же, объемы портфелей иностранных акций у российских инвесторов сократились.
Вторая тенденция — мы видим, что российские инвесторы занимают уже существенную роль в объемах торгов. На Московской бирже больше 80% объема — это физические лица.
Третья — мы видим, что все больше людей начинают присматриваться к различным стратегиям от профессионалов. Во времена, когда происходит турбулентность, когда непонятно, что будет с рынком, а горизонт планирования сузился, необходимы быстрые и профессиональные решения.
Игорь Вагизов: Первый постулат — диверсификация. У всех профессиональных авторов стратегий и доверительных управляющих этот принцип главенствует. Как бы они ни ждали роста в той или иной акции, ее доля не может быть выше определенного процента в портфеле.Второе — хеджирование. Хеджирование всегда стоит денег. Но этот инструмент понятен и доступен многим инвесторам. Можно хеджировать и изменения стоимости портфеля без фьючерса на индекс, можно хеджировать валютный риск, через фьючерсы на валюту.
Смотрите на динамику акций относительно индексов отраслевого и странового. Если бумага начинает буксовать при отсутствии плохих новостей, то это нехороший сигнал. Часто акции, по которым выходят отрицательные новости и которые обваливаются, — это акции, которые отставали от индексов.
Кирилл Комаров: Мы очень часто видим у частного инвестора «заякоренное ожидание». Люди помнят, что Сбер стоил 360 рублей, и думают, что это потолок для Сбера. Но это же неправда.
Не нужно забывать, что компании, в которые мы инвестируем, развиваются, они прошли свои самые тяжелые кризисы. У них растет выручка, кто-то занимает нишу ушедших западных компаний, кто-то перестроил бизнес-процессы. И на этом можно зарабатывать, а наша задача как авторов стратегий автоследования — идентифицировать точки наиболее яркого роста.
Евгений Коган: Судьба доллара определяется платежным и торговым балансом. Огромного потенциала падения, в общем-то, нет. Несмотря на то, что сальдо платежного баланса сокращается, тем не менее оно позитивное. Этот тренд обусловлен тем, что восстанавливается параллельный импорт.
Через дирхам можно практически любые товары купить. Еще есть турецкая лира или просто доллар через Турцию. Скорее всего, импорт будет укрепляться — и мы сможем увидеть 86—87. Все остальное — это колебания. Я не верю, что рубль будет 95—100.
Дмитрий Гизатуллин: Усилиями Центрального банка и Московской биржи у нас появилась турецкая лира, даже фьючерсы появились, развивается дирхам, но все-таки номер один — это юань, и спрос на депозиты растет. Клиенты, которые хотят хеджировать валютные риски или занимаются экспортом-импортом, будут перекладываться в юань.
49 комментариев